Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 «Ягодка» Рекомендована к утверждению решением педагогического совета МАДОУ детский сад комбинированного вида № 14 «Ягодка» Протокол № от Утверждаю Заведующий ______________ К.А. Захарова Приказ от № ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАДРОВ на 2021 — 2023 г.г. п. Левиха, 2021 г. Содержание Стр. 1. Паспорт программы 3 2. Актуальность 4 3. Цель, задачи программы 4 4. Условия реализации, принципы 4 5. Анализ кадровых условий 5 6. Основные направления, обеспечение реализации программы 5 7. Механизмы реализации программы 5 8. Система мероприятий 6 9. Ожидаемые результаты 8 10. Мониторинг выполнения программы 8 Паспорт программы Наименование программы Разработчик программы Назначение программы Программа профессионального развития кадров (далее - Программа) Заведующий К.А. Захарова Старший воспитатель Е.Л. Коробицына Удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагогов и обеспечение условий для включения педагогов в творческий процесс Создание условий для обеспечения непрерывного профессионального развития Цель программы педагогов и формирования творчески работающего коллектива педагоговединомышленников, обеспечивающих престиж образовательного учреждения Задачи - Создать систему непрерывного профессионального развития программы педагогических кадров через использование активных форм методической работы (сетевое взаимодействие, обучающие семинары, открытые просмотры, повышение квалификации, прохождение процедуры аттестации, участие в конкурсах профессионального мастерства, наставничество). - Способствовать формированию основных профессиональных компетенций педагогов для эффективного применения образовательных технологий. - Обеспечить консультативно-методическое сопровождение педагогов, основываясь на их потребности и выявленные проблемы. - Совершенствовать умения педагогов планировать, анализировать, обобщать и транслировать результаты собственной деятельности. - Способствовать росту педагогического мастерства, развитию инициативы и творческого потенциала педагогического коллектива в целом. - Поддержка и поощрение педагогов, проявляющих активность в поиске и освоении новых педагогических идей. Сроки реализации 2021-2023г.г. программы Участники Педагогический коллектив программы Ожидаемые Создание современной, гибкой системы непрерывного профессионального результаты развития педагогических кадров ДОУ. Устойчивый рост профессиональной компетенции педагогов, повышение степени профессиональной удовлетворенности, развитие индивидуальности, творческой активности, мотивации труда. Увеличение доли педагогических работников, реализующих инновационные педагогические технологии, авторские программы, принимающих участие в профессиональных конкурсах разных уровней. Применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе; создание личных сайтов, страниц в интернете. Накопление передового педагогического опыта, распространение на разных уровнях. Повышение престижа образовательного учреждения через рост квалификации педагогических кадров. Механизм Разработка: реализации диагностических карт профессионального мастерства педагогов; анкетирования; индивидуального маршрута профессионального развития; рекомендаций по планированию, организации и проведению образовательной работы с детьми; конспектов (технологических карт) мероприятий, проектов, методических пособий; оформление портфолио педагога. Система Текущий контроль: заведующий ДОУ, старший воспитатель организации контроля Актуальность Главным условием развития системы дошкольного образования является наличие профессионально-подготовленных педагогических кадров. Введение ФГОС ДО, профессионального стандарта педагога предъявляет особые требования к системе развития кадрового потенциала в ДОУ. Профессиональная деятельность педагога требует постоянного обновления и совершенствования мастерства, развития имеющегося опыта, повышения уровня своей компетенции. Знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых технологий и собственной педагогической деятельности. Профессиональная компетентность представляет собой интегральное профессионально личностное качество, характеризующее способность педагога решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Проблемы: 1. неготовность педагогов к внедрению новых технологий; 2. недостаточная активность в профессиональном развитии. Необходима систематическая работа с педагогами, направленная на повышение профессиональной компетентности, профессионального роста. Программа «Профессионального развития кадров» (далее Программа) направлена на удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий процесс. Цель: создание условий для обеспечения непрерывного профессионального развития педагогов и формирования творчески работающего коллектива педагогов-единомышленников, обеспечивающих престиж образовательного учреждения. Задачи: 1. создать систему непрерывного профессионального развития педагогических кадров через использование активных форм методической работы (сетевое взаимодействие, обучающие семинары, открытые просмотры, повышение квалификации, прохождение процедуры аттестации, участие в конкурсах профессионального мастерства, наставничество); 2. способствовать формированию основных профессиональных компетенций педагогов для эффективного применения образовательных технологий; 3. обеспечить консультативно-методическое сопровождение педагогов, основываясь на их потребности и выявленные проблемы; 4. совершенствовать умения педагогов планировать, анализировать, обобщать и транслировать результаты собственной деятельности на высоком уровне в педагогическом сообществе; 5. способствовать росту педагогического мастерства, развитию инициативы и творческого потенциала педагогического коллектива в целом; 6. поддержка и поощрение педагогов, проявляющих активность в поиске и освоении новых педагогических идей. Сроки реализации Программы: 2021-2023 гг. Участники программы: педагоги ДОУ. Условия реализации: 1. персональный подход к каждому педагогу. Важно выстроить индивидуальный образовательный маршрут для каждого, с учетом потребностей, возможностей, профессиональных интересов, уровня квалификации; 2. формирование внутренней и внешней мотивации. Каждый педагог должен понимать, зачем ему необходимо учиться и что он за это получит. Мотивом может служить признание, уважение среди коллег и родителей. Финансовые поощрения в виде наградного материала, возможность участия в городских конкурсах; 3. создание комфортной, творческой, информационной среды; 4. нахождение педагогов в квалифицированном сообществе опытных педагогов. Создание условий для общения в деловых профессиональных кругах. 5. Изучение нового через практико-ориентированное взаимодействие с более опытными коллегами. Посещение городских методических объединений, педагогических чтений, конференций, профессиональных конкурсов. Принципы: 1. принцип непрерывности профессионального развития педагогических работников; 2. принцип уважения к личности пeдaгoгa и учета его индивидуальных особенностей при сохранении общих требований в рамках Стандарта педагога и стандарта; 3. принцип партнёрства (предполагает определение круга актуальных и потенциальных партнёров в образовательном пространстве детского сада, города, консолидацию их усилий, обеспечение устойчивости развития за счёт системного эффекта взаимодействия); 4. принцип саморазвития (определяет приоритетность актуализации внутренних источников развития, интенсификацию развития, способность адаптироваться в изменившейся ситуации); 5. принцип целостности методического сопровождения (теоретическая подготовка- практикасамообразование-профессиональное общение); 6. принцип поддержки инициативы и творчества. Инициативность педагогов - необходимый источник саморазвития всей образовательной системы и профессионального роста самого педагога, особенно если он направлен на развитие педагогического творчества; 7. принцип системного контроля, самоконтроля и взаимоконтроля образовательной деятельности педагогов. Организованный системный контроль стимулирует профессиональный рост педагога. Отбор форм и методов повышения квалификации обусловлен психологическими особенностями познавательной деятельности взрослых. Процесс методического сопровождения педагогов строится с учетом следующих требований: - овладения способами самостоятельного познания и перехода в режим саморазвития; - ориентации на удовлетворение потребности в неформальном профессиональном общении; ориентации на самоанализ собственной деятельности и осознание необходимости её совершенствования; - проблемного построения содержания семинаров-практикумов, требующих от педагогов творческого синтеза мышления; - использование таких форм и методов работы, которые носят исследовательский характер и направлены на осмысление собственного педагогического опыта и творческую его переработку. Анализ кадровых условий: Качество образовательной работы зависит от профессиональной характеристики педагогов. Педагогический коллектив отличается стабильностью, постоянным развитием. Коллектив представляет собой сочетание опытных и начинающих педагогов, что позволяет сохранять и передавать традиции, способствует обмену опытом и увеличивать pecypc работоспособности. Штат сотрудников ДОУ обеспечен квалифицированными специалистами с высоким образовательным цензом: - высшее образование — педагогов — %. С высшей квалификационной категорией 4 педагога — 19 %, с I квалификационной категорией педагогов — %, соответствует занимаемой должности педагогов %. С целью повышения профессионального мастерства педагогов в ДОУ осуществляется наставничество. Курсы повышения квалификации проходят своевременно. Основные направления программы - психологическая и методическая поддержка; - непрерывность профессионального развития. Обеспечение реализации Программы: Технические средства обучения: проектор, экран, ноутбуки, принтер, видеокамера, фотоаппарат. Медиатека: необходимый дидактический материал; учебно-методическая литература. Механизм реализации Программы Диагностический этап. Анализ состояния воспитательно-образовательного процесса, выполнение ООП ДО. Уровень профессиональной компетентности педагогов, повышение их квалификации, аттестации. Разработка диагностических карт профессионального мастерства. Проведение анкетирования, в результате которого выясняется, по каким направлениям воспитатель хотел бы усовершенствовать свои знания, в чем заключаются трудности в профессиональной деятельности. Практический результат. Разработка индивидуального маршрута личностного развития педагога. Написание планов самообразования. Практический этап. В процессе практической деятельности происходит совершенствование теоретических знаний и практических навыков; разнообразные формы позволяют передавать опыт, знакомиться с новыми технологиями воспитания, образования и развития дошкольников; система дополнительного образования предоставляет реальные возможности для совершенствования профессионализма личности и деятельности Практический результат. Рекомендации по планированию, организации и проведению образовательной работы с детьми. Конспекты мероприятий. Разработка проектов, методических пособий. Аналитический этап. Основное содержание объективная оценка уровня профессионализма, актуализация потенциальных способностей и активизация внутренних резервов Система мероприятий № п/п Мероприятия Планируемый результат Совершенствование и утверждение локальных актов Нормативные документы 1 учреждения, касающихся деятельности сотрудников (правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, коллективный договор, положения) в соответствии с профессиональным стандартом. 2 Разработка стратегии повышения привлекательности ДОУ Укомплектованность для квалифицированных кадров: кадрами привлечение к работе ДОУ молодых специалистов; комплекс мероприятий по стимулированию педагогического труда работников учреждения (создание условий для самореализации через профессиональные конкурсы, фестивали, стимулирование, обеспечение возможности дальнейшего обучения, повышение квалификации) Прохождение аттестации на более высокую квалификацию) мероприятия по поддержанию кадров с большим стажем работы (мероприятия по профилактике профессионального выгорания, внедрение наставничества, обеспечение возможности транслировать опыт). Ежегодно по плану 3 Представление и награждение лучших работников образования работы (в соответствии с достижениями, заслугами) Организация работы по повышению профессиональной Высококвалифицированн 4 компетентности сотрудников ДОУ ый, стабильно работающий коллектив Повышение 5 Создание перспективного плана повышения квалификации педагогов квалификации не реже 1 раза в 3 года Повышение 6 Мероприятия по аттестации педагогических кадров: изучение нормативно-правовых документов, квалификационной регламентирующих процедуру аттестации педагогических категории педагогов и руководящих работников; профессиональная переподготовка по профилю деятельности «воспитатель»; систематизация банка передового педагогического опыта. 7 Совершенствование форм методического сопровождения, Организация адаптации и становления молодых педагогов. наставничества, посещение школы молодого педагога Сроки Ответственный 2021-2023 Заведующий ДОУ 2021-2023 заведующий ДОУ, старший воспитатель 2021-2023 комиссия ДОУ 2021-2023 старший воспитатель 2021-2023 старший воспитатель 2021-2023 старший воспитатель 8 Проведение тренингов, направленных на усиление 1 раз в квартал 2021-2023 старший коммуникативных возможностей, сплочение коллектива, обеспечить воспитатель профессионального выгорания. психологическую поддержку. Предотвратить «психологическое» выгорание педагогов, не допустить резкого падения самооценки, сформировать уверенность в своих силах, целеустремленность, желание профессионального роста. 2021-2023 9 Овладение основами научного анализа Формирование старший собственного педагогического опыта воспитател методической ь копилки с материалами различной тематики Рост числа 2021-2023 старший Развитие конкурсного движения воспитател педагогов, ь участвующих в конкурсном движении (повышение качества участия, деятельность на результат) Систематизация и 2021-2023 Участие педагогов в конференциях, ГПО, семинарах. старший обобщение воспитател наработанного ь педагогического опыта на разных уровнях Развитие системы традиций. 2021-2023 трудовой коллектив Создание благоприятного Организация мероприятий: туристические психологического походы, вечера отдыха климата Проведение Дня здоровья, тренингов старший Релаксация и сохранение 2021-2023 профессионального воспитатель долголетия Совершенствование системы контроля Формирование системы 2021-2023 старший в воспитател соответствии с ООП ДО, ь Программой развития ДОУ Самообразование Темы для самообразования педагогами подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. На основании накопленных материалов педагогом проводится анализ педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с ранее поставленными целями и задачами, что служит основой корректировки программы самообразования на следующий год. Систематическая работа по самообразованию позволяет сформировать обобщенную характеристику деятельности педагога и позволяет обобщать и представлять на высоком уровне опыт работы в педагогическом сообществе, использовать результаты деятельности при аттестации. Направления методической деятельности по самообразованию педагогов: помощь педагогу в выборе темы; сопровождение педагога по теме самообразования; рекомендации по теме; представление результатов работы. План работы педагога по самообразованию: Выбор темы. Ее теоретическое изучение, изучение имеющего опыта работы педагогов. Сроки реализации. Использование полученных теоретических знаний на практике. Творчество воспитателя с выходом на положительные результаты: открытые занятия, мастер-классы и т.д. Оформление наработанных материалов. Сопровождение педагогов. Функции: - совместно со старшим воспитателем разрабатывает структуру организации внедрения технологий, инновационных форм с дошкольниками, план работы методических мероприятий на учебный год; - оказывает консультативную и методическую помощь педагогам по вопросам организации и внедрения; - помогает в обработке и редактировании методических разработок; - формирует в методическом кабинете подборку материалов по итогам проведенных мероприятий; - подводит итоги, представляя результаты на ежемесячных открытых дискуссиях в ДОУ по реализации технологий; - участвует в составлении аналитических справок и ответов, мониторинги результатов деятельности. Наставничество. В дошкольном учреждении сложилась определенная система по формированию традиций наставничества, при поддержке которой молодой педагог постепенно овладевает искусством общения, начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями. Направления: - демонстрация опыта работы наставника и других коллег; - оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности; - изучение нормативно-правовой документации; - помощь в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию, мониторинг и т.д.); - применение форм и методов в работе с детьми; - организация ООД, помощь в постановке целей и задач; - использование здоровьесберегающих технологий во время ООД и других режимных моментах; - механизм использования дидактического и наглядного материала; - углубленное изучение инновационных технологий; - общие вопросы организации работы с родителями. Ожидаемые результаты - создание современной, гибкой системы непрерывного профессионального развития педагогических кадров ДОУ; - устойчивый рост профессиональной компетенции педагогов, повышение степени профессиональной удовлетворенности, развитие индивидуальности, творческой активности, мотивации труда; - увеличения доли педагогических работников, реализующих инновационные педагогические технологии, авторские программы, принимающих участие в профессиональных конкурсах разных уровней; - применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе; - создание личных сайтов; - накопление передового педагогического опыта, распространение на разных уровнях; - повышение престижа образовательного учреждения через рост квалификации педагогических кадров. Мониторинг деятельности по реализации Программы Мониторинг уровня профессиональной компетентности педагогических работников осуществляется на основе квалификационных характеристик должностей работников образования и самооценки педагогической деятельности. Мониторинг осуществляется через изучение опыта работы педагога, заинтересованности в инновациях, овладения педагогическими технологиями, готовности к саморазвитию, результатов участия в семинарах, практических занятиях, степени участия в повышении квалификации. Данные критерии учитываются при стимулировании труда сотрудников, как основы для механизма взаимосвязи новой системы оплаты труда и уровня профессиональной квалификации. При проведении комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов выделено 3 критерия: 1. Соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного образования. 2. Деловые и личностные качества педагога, его мотивация к педагогической деятельности. 3. Результативность образовательного процесса. Индикатор Наименование методики Объект Периодичность Ответственный Соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного образования Использование Наблюдение за педагоги Ежегодно в мае старший современных педагогической воспитатель образовательных деятельностью технологий Деловые и личностные качества педагога, его мотив деятельности Участие в творческой Форма фиксации: карта педагоги в течение учебного года старший группе по проблемам наблюдений воспитатель дошкольного образования Осуществление Анкетирование, педагоги в течение учебного года старший самообразования тестирование, воспитатель самооценка, беседа Результативность образовательного процесса Реализация ООП ДО в полном объеме Обобщение и презентация педагогического опыта Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей (законных представителей) Мониторинг реализации ООП ДО Форма фиксации (карта наблюдений) Анкетирование беседа дети педагоги педагоги 2 раза в год заведующий, старший воспитатель в течение учебного года старший воспитатель 2 раза в год старший воспитатель Профессиональная деятельность педагогов оценивается по 5-балльной шкале. На основе полученных данных каждый педагог составляет индивидуальный план корректирующих действий и мероприятий.