С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми патологиями. Это печальный, но неопровержимый фактор нашего времени. Причины тоже общеизвестны: резко ухудшающееся состояние экологии, стрессы повседневной жизни, постоянно снижающийся уровень жизни населения. Все это приводит не только к увеличению числа логопатов, но и к усложнению речевых расстройств. Что в такой ситуации сделать под силу такому специалисту как логопед? Важно в ходе коррекционной работы свести до минимума эмоциональные проблемы, являющиеся серьезной преградой к достижению положительного результата. Я выделяю два основных момента, над которыми непременно следует работать: установление эмоционального контакта с ребенком (что стабилизирует его эмоциональное состояние) или группой детей и создание благоприятного эмоционального климата непосредственно в ходе занятий.
Существуют общеизвестные приёмы установления эмоционального контакта с конкретным ребенком и с группой детей, имеющих речевые проблемы, которыми я пользуюсь.
Остановимся на тех из них, которые можно и нужно использовать при работе с группой детей.
Установить доверительные отношения с разобщенной группой детей нельзя. Поэтому первой задачей логопеда является сплотить данную группу, не нивелируя при этом индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Доступно и мотивированно донести до детей поставленную задачу. Объяснение того, чем будут они заниматься на каждом конкретном этапе, должно быть понятным и интересным. Слишком упрощенные задачи обесценят работу в глазах детей, не вызовут познавательного интереса, завышенная сложность оттолкнет, вызовет негативное отношение к занятиям.
К сплочению группы важно приступить с первых же моментов занятия. На этапе приветствия можно использовать, например, следующую игру: встать в круг, посмотреть на соседа справа и слева, взяться за руки, по просьбе логопеда (который также в кругу детей) улыбнуться друг другу, затем поочередно назвать свое имя (логопед при необходимости помогает ребенку), поздороваться.
Опираемся на первых занятиях только на имеющиеся у всех детей звуки. Уточняя артикуляцию имеющихся звуков, подчеркиваем общие умения детей, необходимость работать над общими задачами, корректно указывая на естественность произносительных и других особенностей детей.
Как правило, подавляющее большинство детей успешно усваивают необходимые элементы гимнастик: артикуляционной, дыхательной, пальчиковой, голосовой. Всё это - благодатные моменты для выработки у детей уверенности в своих силах, интереса к занятиям, положительного восприятия индивидуальных особенностей друг друга. Что позволяет к этапу работы над проблемными звуками каждого ребенка приступить с уже сформированной, дружной, готовой к взаимопомощи детской группой, как максимум, а, как минимум, дети терпимо относятся к речевым и иным проблемам друг друга.
На этапе коррекции целесообразно формировать подгруппы, учитывая не только схожесть речевых проблем, но и эмоциональную совместимость детей.
Подытожить вышесказанное можно, перечислив конкретные приёмы установления эмоционального контакта с ребенком: установление зрительного, слухового, голосового, тактильного контакта. При решении задачи объединить, сплотить группу детей я выделяю общие проблемы, общие задачи по их решению, общие пути решения этих задач, адекватность оценки: сравнивать детей не друг с другом, а каждого ребенка с ним самим на разных этапах коррекционной работы.
Очень важна и мотивация для создания нужного климата в ходе работы. И тут я прилагаю много усилий не только при нахождении мотивов для каждого конкретного ребенка, но серьезно работаю над моментами, являющимися общими причинами для улучшения эмоционального климата, который в свою очередь способствует повышению работоспособности детей.
Таким образом, эффективность, результативность коррекционно-логопедической работы значительно повышается, если грамотно, с чуткостью к каждому ребенку подобраны мотивы, вызывающие желание работать, установлен положительный эмоциональный контакт с ребенком, создан благоприятный эмоциональный климат.