19.04.2022
- Вопрос. все говорят мне, что моему ребенку необходимо заниматься с логопедом, так как он неправильно произносит звуки, неразборчиво произносит слова, а я считаю, что мой сын справится сам, и всё пройдет, когда он подрастёт, потому что в нашей семье ни у кого проблем с речью нет. Я тоже в детстве не проговаривала звук «Р», потом в школе научилась. Как поступить, чтобы не навредить моему ребёнку?
Ответ. Если развитие речи Вашего ребёнка отстаёт от возрастной нормы, следует обратиться за консультацией к поликлиническому логопеду или логопеду в детском саду. Возможно показать ребенка неврологу. Вам дадут советы, рекомендации, покажут доступные приёмы и упражнения коррекции речи. Вы сами можете выбрать форму занятий с ребенком. Либо посещать занятия с логопедом, либо позаниматься дома. Недостатки речи надо преодолевать своевременно, чтобы они не закрепились и не стали стойкими. Если к школьному возрасту речь не сформирована, то уже это «само не пройдет».
- Вопрос. Как долго нужно посещать логопедические занятия в детском саду?
Ответ. Сроки логопедической коррекции зависят от тяжести речевого нарушения, его причин. Если это единичное функциональное нарушение произношения звуков «Л», «Р», не осложненное нарушением анатомического строения органов речи и без дизартрических нарушений, то звук ставится и вводится в речь от 2 недель до 1 месяца. Если нарушение связано с неврологическими проблемами (гипертонус мыщц, спазм), аномалиями в строении органов (расщелины, неправильный прикус), то возможно от 6 месяцев и до года. В некоторых сложных случаях (выраженные дизартрические нарушения) возможно только искаженное (примерное) произношение звуков и не удаётся получить правильное. Если к нарушению звуковой стороны речи добавляются проблемы в лексико-грамматическом строе речи, нарушения фонематического слуха, то занятия необходимы 2 года.
- Вопрос. Каких детей зачисляют для занятий с логопедом в детском саду?
Консультацию по уровню развития речи ребенка и рекомендации по дальнейшему развитию и коррекции речи может получить любой ученик школы, обратившийся лично или вместе с родителями. На занятия зачисляются дети, имеющие заключение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), где подтвержден статус ребенка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) - ТНР (тяжелыми нарушениями речи) и даны рекомендации для обучения по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ОВЗ (вар.5.1).
4.Вопрос. Не помешает ли моему ребенку заключение ПМПК и занятия с логопедом в дальнейшем поступить в престижную школу, ВУЗ, выбрать желаемую профессию?
Ответ. Заключение ПМПК с рекомендациями оказания логопедической помощи ребенку с ТНР действительно в течение года для предъявления в образовательное учреждение. Если родители не обратились с заявлением обучать ребенка по соответствующей программе, то оно теряет свою силу. Если родители выразили согласие обучать ребенка и заниматься с логопедом, то занятия проходят не более начальной ступени, т.е до 4 класса. При успешной коррекции, по желанию родителей, по заключению школьного ПМПк, ребенок может быть выписан и ранее этого срока. Если к концу 4 класса ребенок преодолеет свои речевые проблемы и к моменту поступления у него будут соответствующие способности, он может поступать в любое учебное заведение.
- Вопрос. Могут ли родители сами исправить речь ребенка?
Роль родителей в развитии речи ребенка очень велика. Существует много книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например, Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя»; Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»; Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи». В сети интернет много обучающих вебинаров по постановке звуков. Иногда бывает достаточно привлечь внимание ребенка к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься. Речь взрослых должна быть образцом для подражания: чёткая, плавная, эмоциональная, медленная, без «сюсюканья», с понятными ребенку словами. Очень полезно читать детям стихи, сказки, соответствующие их возрасту. Важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.
- Вопрос. Почему ребенок плохо читает и пишет?
Ответ. Чтение – сложное действие, которое включает в себя технические навыки и понимание смысла прочитанного. В начале обучения чтению ребенок учится переводить написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить ее со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают все внимание ребенка. При этом понимание читаемого текста затруднено. Постепенно технические операции автоматизируются, и ребенок концентрируется на понимании смысла текста.
Подобные проблемы могут возникать и с письмом.
До конца первого класса нельзя говорить о нарушениях чтения и письма, говорят лишь о несформированном навыке. Но если и позже остаются стойкие пропуски, замены, перестановки букв, надо срочно обратиться за консультацией к логопеду.
Сложности с чтением и письмом могут быть у левшей, у детей с нарушениями устной речи, слуха, зрения и у тех учащихся, которым невропатолог ставил диагноз ММД (минимальные мозговые дисфункции), гиперактивность.
6.Вопрос.Что такое «дисграфия» и «дислексия»?
Ответ. Дисграфия – расстройство процесса письма. Дислексия – расстройство процесса чтения. Если ребёнок нуждающийся в логопедической помощи не получает её своевременно, то в последствии как правило, выявляются нарушения чтения и письма. Эти расстройства характеризуются наличием специфических ошибок (пропуски букв, замены, перестановки и другие), которые носят стойкий характер.
7.Вопрос.Как правильно научить ребенка читать?
Ответ. В основе обучения чтению лежит не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребёнку новую букву, например (М), следует научить его слышать звук (М) в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т.е. так, как звучит ЗВУК. С образом буквы знакомить не ранее 5-6 лет, т.к. физиологическая готовность ребенка и прежде всего органа зрения на восприятие слова формируется к школьному возрасту. Важнее научить ребенка звуковому анализу и синтезу: выделению звуков в слове, определению порядка и количества звуков в слове, различать гласные и согласные звуки, слышать твердость и мягкость согласного. Важны и неречевые навыки: ориентировка в пространстве, хорошая зрительная и слуховая память, чувство ритма, развитая мелкая моторика, активное мышление. Именно хорошее развитие этих компонентов у ребенка позволит овладеть грамотой в короткое время.