Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом МАДОУ детского сада № 14 «Ягодка» Протокол № ___ от 24.07.2022 года УТВЕРЖДЕНА: _____________К.А.Захарова заведующий МАДОУ детский сад № 14 «Ягодка» Приказ от 24.07.2022 г. № 24722-ОД Программа развития муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 14 «Ягодка» на период 2022-2025 г.г. п. Левиха 2022 г. Содержание программы развития МАДОУ детский сад № 14 «Ягодка» 1 1. 1.1. 2. Паспорт Программы развития на 2022 -2025 г.г 3-6 Введение 7 1 Информационно-аналитическая справка о деятельности МАДОУ детский сад № 14 «Ягодка» за период 2019-2022 г.г. 8 2 Основные характеристики образовательного учреждения 8-9 2 Выполнение муниципального задания на оказание услуг 9-10 2.1. 2.2. 2.3. 2 Анализ «Ягодка» эффективности работы МАДОУ детский сад № 14 10-26 2 Прогноз тенденций изменения социального заказа, социальной 2.4. среды, ресурсных возможностей 2.5. 3. 2 Результаты маркетинговых исследований потребностей лиц, заинтересованных в образовании 26 образовательных 2 Концепция Программы развития МАДОУ детский сад № 14 «Ягодка» 27 31 3 Приоритетные направления развития 32 3 План действий 32 4 Финансирование Программы развития 40 3.1. 3.2. 4. 5. 5 Система организации контроля за выполнением Программы развития 40 2 1. Паспорт Программы развития на 2022-2025 г.г. Наименование Программа развития муниципального автономного программы дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 14 «Ягодка» на 2022-2025 гг. Основания для Анализ деятельности МАДОУ детский сад № 14 разработки программы, «Ягодка» за период 2015-2018 гг. нормативные документы Закон "Об образовании в Российской Федерации" 29.12.2012 N 273-ФЗ Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26); Изменения к СанПин, введенные в действие с 20 сентября 2015 года постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 августа 2015 года № 41 Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО) Устав ДОУ Основная общеобразовательная программа МАДОУ детский сад № 14 «Ягодка» «От рождения до школы» Н.Е. Веракса Разработчики Муниципальное автономное дошкольное программы образовательное учреждение детский сад № 14 «Ягодка»: заведующий, старший воспитатель, творческая группа педагогов Сайт МАДОУ в 14krv.tvoysadik.ru сети Интернет Назначение Программа развития предназначена для определения программы перспективных направлений развития образовательного учреждения на основе анализа работы за предыдущий период. В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации образовательного процесса, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов. Цель Повышение качества образования в ДОУ через создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе. 3 Задачи Совершенствование предметно-пространственной среды МАДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Совершенствование содержания и технологий образования дошкольников, в том числе информационнокоммуникационных. Повышение профессиональной компетентности педагогов. Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка в разных видах деятельности. Внедрение проектов в образовательную деятельность в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе. Развитие системы управления ДОУ на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом. Основные функции Программы -очерчивает стратегию развития детского сада; -выделяет приоритетные направления работы; -ориентирует всю деятельность на конечный результат. Принцип системности – целостный подход, взаимодействие и взаимосоответствие всех направлений и звеньев на достижение оптимального результата – развития личности ребенка. Принцип развивающего образования опирается на «зону ближайшего развития» и предполагает использование новейших технологий и методик. Принцип индивидуализации и дифференциации предполагает учет субъективного опыта, индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов и способностей детей и взрослых. Принцип – гуманизации – это утверждение непреходящей ценности человека, его становление и развитие. Принцип увлекательности – является одним из важнейших. Весь образовательный материал интересен детям, доступен и подается в игровой форме. Принцип вариативности предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка. Принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого. Программа будет реализована в 2022-2025 годы в три этапа. 1-ый этап – подготовительный (2022-2023 уч.г) - разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; создание условий (кадровых, материальнотехнических и т. д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; - начало реализации мероприятий, направленных на создание интегрированной модели развивающего Принципы образовательной деятельности ДОУ в рамках программы развития на 2022-2025 гг. Сроки выполнения и этапы реализации программы 4 образовательного пространства. 2-ой этап – практический (2023-2024 уч.г) - апробирование модели, обновление содержания организационных форм, педагогических технологий; - постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой развития; - коррекция мероприятий. 3-ий этап – итоговый (2024-2025 уч.г.) реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов; - анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в Программе развития. Ожидаемые Дальнейшее развитие МАДОУ: конечные результаты, - укрепление кадрового потенциала ДОУ; важнейшие целевые - укрепление материально-технической базы. показатели программы совершенствование развивающей предметнопространственной среды в группах; - повышение компетентности педагогов в области применения информационных технологий в образовательном процессе. -тесное взаимодействие с родителями, участниками образовательного процесса в МАДОУ. Финансовое Осуществляется в пределах текущего финансирования. обеспечение программы Система Постоянный контроль выполнения Программы организации контроля за осуществляет администрация МАДОУ. выполнением Творческая группа разрабатывает ежегодные планы программы мероприятий с указанием ответственных за реализацию отдельных проектов, представляет их на Педагогическом совете. Освещение хода реализации Программы (по результатам отчетов) на сайте дошкольного образовательного учреждения, на конференциях и семинарах разного уровня и др. Ежегодные отчеты на педагогических советах дошкольного образовательного учреждения, родительских собраниях и сайте ДОУ. Результаты контроля и отчёты о проведённых мероприятиях, публичные отчеты руководителя дошкольного образовательного учреждения публикуются на сайте ДОУ. 1.1. Введение Программа развития Муниципального бюджетного автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 14 «Ягодка» на 2019 - 2022 и (далее Программа) в соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» относит к компетенции образовательной организации разработку и утверждение программы развития образовательной организации. Программа развития является обязательным локальным актом, наличие которого в образовательной организации закреплено законодательно. 5 Программа развития – локальный акт образовательной организации, определяющий стратегические направления развития образовательной организации на среднесрочную перспективу. Программа как управленческий документ развития МАДОУ детский сад № 14 «Ягодка» определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития, задает основные направления эффективной реализации государственного задания. Программа как проект перспективного развития МАДОУ детский сад № 14 «Ягодка» призвана: - обеспечить качественную реализацию муниципального задания и всесторонне удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательного процесса; - консолидировать усилия всех заинтересованных субъектов образовательного процесса и социального окружения ДОУ для достижения цели Программы. В основу реализации Программы положен современный программнопроектный метод, сочетающий управленческую целенаправленность деятельности администрации и творческие инициативы со стороны рядовых сотрудников. Выполнение муниципального задания происходит в рамках направлений, представляющих комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, нацеленных на обеспечение доступности качественного образования в соответствии с показателями эффективности работы образовательного учреждения. Инициативы со стороны педагогического коллектива по реализации Программы оформляются как педагогические проекты. Результатом работы МАДОУ детский сад № 14 «Ягодка» по направлениям является повышение эффективности работы ДОУ, результатом реализации инициативных проектов – высокий уровень удовлетворенности общества качеством образования, которые являются основанием для ведения контроля за организацией и внесения изменений в основную образовательную программу. Проекты, представленные для реализации плана Программы развития, рассчитаны на весь период с 2019 по 2022 годы ее реализации. 2.Информационно-аналитическая справка о деятельности МАДОУ детский сад № 14 «Ягодка» за период 2019-2022 г.г. 2.1.Основные характеристики образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 «Ягодка» впервые открыл двери для детишек в 1957 году (корпус № 2). В 1961 году, введено в эксплуатацию второе здание – корпус № 1. В ДОУ имеются: 1 корпус: - кабинет старшего воспитателя, кабинет заместителя руководителя по АХЧ, кабинет бухгалтерии, методический кабинет, кабинет логопеда, медицинский кабинет и изолятор, 4 групповые комнаты, 4 раздевалки, 4 спальных комнаты, кабинет кладовщика, пищеблок, прачечная-постирочная, гладильная, спортивно-музыкальный зал, оснащенный спортивным оборудованием и музыкальным инструментом, комната сторожей, продуктовый склад. 2 корпус: - кабинет заведующего, кабинет логопеда, кабинет музыкального руководителя, кабинет инструктора по ФИЗО, методический кабинет, 4 групповые комнаты, 4 раздевалки, 4 спальных комнаты, хозяйственный склад, пищеблок, прачечнаяпостирочная, гладильная, спортивно-музыкальный зал, оснащенный спортивным оборудованием и музыкальным инструментом, продуктовый склад. На территории ДОУ имеются: 1 корпус - четыре летние веранды, игровое оборудование, колясочный навес. 2 корпус - три летние веранды, игровое оборудование, колясочный навес. Место нахождения учреждения: 6 корпус 1 - 624156, Российская Федерация, Свердловская область, г. Кировград, п. Левиха, ул. Добролюбова, 4 корпус 2 - 624156, Российская Федерация, Свердловская область, г. Кировград, п. Левиха, ул. Куйбышева, 16 телефон: 8(34357)96-030, E-mail:madou14.yagodka@yandex.ru Нашсайт: 14krv.tvoysadik.ru Время работы: с 07 ч. 00 мин до 19 ч. 00 мин. Выходные дни: суббота, воскресенье. Заведующий МАДОУ детский сад № 14 «Ягодка» Захарова Ксения Александровна Учредителем и собственником имущества организации является Муниципальное образование Кировградский городской округ, в лице Администрации г. Кировграда. Место нахождения учредителя: 624140, Свердловская область, г. Кировград, ул. Свердлова, 44, тел. 8 (34357) 6-02-26 Функции и полномочия учредителя осуществляет в рамках своей компетенции, установленной нормативным правовым актом муниципального образования МКУ «Управление образования КГО» Место нахождения учредителя: 624140, Свердловская область, г. Кировград, ул. Гагарина, 5 телефон/факс: 8(34357)6-00-48 Режим работы: с 08.00 до 17.00, Перерыв: с 12.00 до 13.00 Начальник МКУ «УО КГО»: Ломаева Ирина Николаевна МАДОУ детский сад № 14 «Ягодка» осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования», договором между учредителем и МАДОУ, Уставом МАДОУ. Деятельность муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 14 «Ягодка» направлена на: - заботу о здоровье ребёнка и содействие обогащению психического и физического развития каждого ребёнка; - содействие освоению ребёнком разных видов деятельности на уровне самостоятельности и развитие его творческого потенциала; - содействие овладению основами духовной культуры; - взаимодействие с семьей, обеспечивающее полноценное развитие ребенка. В МАДОУ образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации. МАДОУ детский сад № 14 «Ягодка» обучение воспитанников осуществляет в очной форме. Основание: п.2. ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2.2. Выполнение муниципального задания на оказание услуг Общие требования к приёму воспитанников в детский сад определяются законодательством Российской Федерации. Порядок приёма воспитанников в детский сад определяется Учредителем. В ДОУ принимаются дети от 1,6 года до окончания образовательного процесса, согласно заявления родителей. Контингент воспитанников формируется в соответствии с их возрастом и видом дошкольного образовательного учреждения. В МАДОУ функционирует 8 группы, из них: 7 Группа Возраст детей Количество детей Для детей раннего возраста лет Группа для детей младшего дошкольного возраста Группа для детей среднего дошкольного возраста Группа для детей старшего дошкольного возраста Подготовительная к школе группа Подготовительная к школе логопедическая группа Итого: от 1г.6мес. до 3х 13 от 3 до 4 лет 26 от 4 до 5лет 42 от 5 до 6 лет 18 от 5 до 7 лет 19 от 5 до 7 лет 12 104 Контингент воспитанников сохраняется на протяжении нескольких лет: Возраст 1,6 - 3 3-8 2019-2020 100% 100% 2020-2021 100% 100% 2021-2022 100% 100% 2.3. Анализ эффективности работы МАДОУ детский сад № 14 «Ягодка» За 2019-2022 г.г. в дошкольном учреждении произошли следующие изменения: В МАДОУ детский сад № 14 «Ягодка» созданы безопасные условия пребывания, соответствующие противопожарным требованиям, требованиям охраны труда, антитеррористической безопасности, санитарно-гигиеническим нормам и правилам. Основными направлениями деятельности детского сада по обеспечению безопасности участников образовательных отношений являются: охрана труда; охрана жизни и здоровья воспитанников; пожарная безопасность; антитеррористическая защищенность; санитарно-гигиенический режим. Для обеспечения безопасности образовательного процесса ДОУ оборудовано системой: кнопкой «Тревожной сигнализации» (экстренный вызов службы охраны); автоматической пожарной сигнализацией; первичными средствами пожаротушения, системой видеонаблюдения. Разработан паспорт антитеррористической защищенности. Осуществляется круглосуточный контроль за помещениями и территорией ДОУ, согласно утверждённого графика дежурства сотрудников ДОУ. В МАДОУ детский № 14 «Ягодка» существует Паспорт дорожной безопасности и Паспорт антитеррористической безопасности, в котором определена система безопасности всех участников образовательного процесса и системы передачи сигналов для быстрого реагирования служб безопасности. С целью выполнения инструкций по охране труда сотрудников в ДОУ проводятся мероприятия: выдается специальная одежда, моющие средства, регулярно проводятся проверки состояния рабочих мест, приборов и оборудования; всем персоналом изучаются 8 должностные инструкции, инструкции по технике безопасности, электробезопасности, правил пожарной безопасности. С работниками ДОУ ведётся профилактическая работа: - инструктажи по охране труда, охране жизни и здоровья воспитанников, пожарной безопасности, противодействию терроризму (по утвержденному графику); - тренировки по эвакуации воспитанников и персонала из здания ДОУ на случай возникновения чрезвычайной ситуации (1 раз в полугодие); - оформлены информационные стенды по охране труда, безопасности образовательного процесса, пожарной безопасности, правилам дорожного движения. Ответственным за пожарную безопасность в ДОУ поддерживаются в состоянии постоянной готовности первичные средства пожаротушения: огнетушители, пожарный щит. Соблюдаются требования к содержанию эвакуационных выходов. Педагоги ДОУ проводят с детьми мероприятия по ОБЖ. Вывод: социальные условия микрорайона способствуют успешной социализации воспитанников ДОУ. Педагоги имеют возможность знакомить дошкольников с социальной действительностью, не покидая пределов микрорайона. Вся работа по обеспечению безопасности участников образовательного процесса четко планируются, прописываются планы мероприятий на календарный год по пожарной безопасности, гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций. Издаются приказыпо охране жизни и здоровья детей и сотрудников, работает пожарно-техническая комиссия, комиссия по охране труда. Все предписания контролирующих органов своевременно исполняются. В МАДОУ детский сад № 14 «Ягодка» налажено взаимодействие с родителями в вопросах поддержания и укрепления здоровья детей. Здоровье детей, посещающих МАДОУ детский сад № 14 «Ягодка», является предметом пристального внимания педагогического коллектива. С целью сохранения, укрепления здоровья детей, воспитания у них потребности в здоровом образе жизни организованы следующие оздоровительные и профилактические мероприятия: рациональный режим; - сбалансированное детское питание; - закаливание - упражнения после сна (в постели), пробежки по дорожкам здоровья; дозированный бег; - двигательная активность – физкультурные занятия, спортивные праздники, досуги, прогулки; - профилактика плоскостопия, нарушения осанки; - оздоровительные мероприятия: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, прогулки;профилактические прививки; - профилактика ОРВИ: С-витаминизация, чесночные ингаляции. При организации питания детей Учреждение руководствуется установленными санитарными правилами и нормативами, с учетом возраста детей и времени их пребывания в Учреждении. Контроль за качеством питания (разнообразием), витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов возлагается на руководителя Учреждения и медицинского работника Учреждения. Питание детей - 4-х разовое, сбалансированное, соответствует требованиям САНПИН 2.4.1.3049-13, в рамках примерного перспективного 10 дневного меню, с постоянным анализом качества питания в соответствии с балансом жиров, белков, углеводов и калорийности. Основными принципами организации питания являются: 9 выполнение режима питания; полноценное питание; гигиена приема пищи; индивидуальный подход к детям во время питания. При организации питания в ДОУ важно не только накормить ребенка, но и сформировать у него рациональное пищевое поведение как неотъемлемую и важнейшую часть здорового образа жизни. Стало традицией проведение в ДОУ спортивных праздников и досугов («День здоровья», «Мама, папа, я — спортивная семья», «Будущие защитники», «Веселые старты» и др.) Во всех возрастных группах созданы и оборудованы физкультурные минисреды с необходимым инвентарем для организации игр и физических упражнений детей в группе. В МАДОУ детский сад № 14 «Ягодка» создана предметно-развивающая среда. Развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания, но и где и в каком окружении он живет. Иначе говоря, правильно организованная взрослыми среда, в которой живет ребенок, способствует его развитию. В качестве ведущих направлений создания и совершенствования развивающей среды мы рассматриванием следующие направления: 1. Создание условий для пребывания детей в детском саду, в строгом соответствии с санитарными нормами и требованиями. Коллектив ДОУ делает все необходимое, что бы условия пребывания детей в детском саду соответствовали санитарным нормам и требованиям. 2.Создание условий в группах, согласно требованиям образовательной программы. В каждой возрастной группе нашего ДОУ, созданы условия для самостоятельной и совместной деятельности детей. 3.Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечают требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. Организация пространства группы и предметной среды осуществляется по тематическому принципу. Элементы среды размещаются бессюжетно, что позволяет воспитанникам гибко и разнообразно использовать средовые ресурсы. В качестве системообразующих элементов среды выступают разные виды детской деятельности: игровая (все виды игр), конструктивная (все виды детского конструирования), трудовая (все виды детского труда), познавательная (все виды познавательной деятельности), двигательная, художественно-эстетическая, коммуникативная. Свободное, внесюжетное размещение элементов среды позволяет обеспечивать возможности их интеграции воспитанниками в зависимости от целей того или иного вида деятельности, творческую реализацию замыслов, самостоятельность и самоорганизацию. Организация пространства обеспечивает возможность для самостоятельной деятельности каждому ребенку. Дети имеют возможность задумывать по своей инициативе тот или иной вид деятельности и без помощи взрослого действовать, достигая результата. Среда предметна. Подбор предметов несёт детям различную информацию, позволяющую обобщать, анализировать, осуществлять с предметами экспериментальную и поисковую деятельность. В процессе структуризации и содержательной наполняемости среды учитываются зоны актуального и ближайшего развития воспитанников. Так, все материалы и объекты среды, скоторыми ребенок может действовать самостоятельно, размещаются на доступном для использования уровне, те же элементы среды, с которыми работа организуется в форме развивающего взаимодействия со взрослым, располагаются на более высоком уровне и при необходимости выкладываются на рабочий стол для 10 организации ребенка с ними (элементы выставок, объекты обследования или обсуждения, материалы для поисковой деятельности). Организация пространства обеспечивает свободный двигательный режим. Пространство легко трансформируется, согласно замыслу педагога или желанию детей. Поскольку в ходе большинства организуемых форм образовательного процесса воспитанники незначительное время сидят за стульями или столами, активно двигаются, меняют месторасположение в группе, им дается возможность выбора стульев и мест за столом (за исключением приема пищи). Организация пространства систематически меняется в соответствии с сезоном, расширением и углублением представлений детей об окружающем мире, видом деятельности, которым в данный момент занят ребенок, количеством участников деятельности. Особое внимание при организации пространства мы обратили на учет интересов мальчиков и девочек. Гендерный подход при создании среды или использовании того, что уже создано, потребовал от воспитателей дизайнерского мастерства, неиссякаемого творчества. Работа по созданию и обогащению предметной развивающей среды в группах предполагает сотрудничество с родителями воспитанников. Свободное размещение объектов среды позволяет систематически ее обновлять путем регулярного внесения новых предметов культуры, быта, игрового оборудования и т.д. Так, еженедельно меняются объекты на развивающих полочках, обновляется содержание игрового материала (в зависимости от того, на каком этапе освоения находится игровая деятельность воспитанников) и т.д. Степень участия детей в обогащении содержания среды определяется степенью их самостоятельности в отборе, поиске, создании таких объектов. Дети младшей группы участвуют в обновлении среды вместе с родителями и педагогами, поскольку самостоятельно еще не могут подобрать или создать эстетически оформленный объект; дети старшего дошкольного возраста принимают активное участие в пополнении среды, выполняя задания взрослых по поиску интересных объектов, самостоятельно изготавливая материалы для игровой, конструктивной деятельности. В учреждении созданы условия для информатизации образовательного процесса. Для этого в учреждении и групповых помещениях имеется оборудование для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (стационарные компьютеры, мультимедийное оборудование и т. п.). Компьютерно-техническое оснащение учреждения используется для различных целей: - для демонстрации детям познавательных, художественных, мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений и др.; - для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы; - для предоставления информации о Программе семье, всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы. Таким образом, в нашем ДОУ по возможности созданы условия для всестороннего развития личности ребенка. Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на индивидуальные возможности детей. МАДОУ детский сад № 14 «Ягодка» имеет необходимое программное обеспечение образовательного процесса Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией Основной образовательной программой (далее Программа) Муниципального 11 автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 14 «Ягодка» (далее ДОУ) разработанной в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее ФОП ДО) и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,6 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественноэстетическому и физическому. Используются парциальные программы: 1. Программа по музыкальному воспитанию «Ладушки», И.М.Каплунова, И.А. Новоскольцева; 2. «Физическая культура в детском саду», Л.И. Пензулаева; 3. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет», Н. В. Нищева; 4. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», Н. В. Нищева. 5. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет», О. А. Трофимова, О. В. Толстикова, Н. В. Дягилева, О. В. Закревская; 6. Лыкова И.А. Парциальная программа интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста «ФАНКЛАСТИК: весь мир в твоих руках». Выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, в наибольшей степени соответствуют образовательным потребностям и интересам детей, членов их семей, а также учитывает возможностям педагогического коллектива. В подготовительной к школе (логопедической) группе, в дополнение к основной программе, для реализации задач образовательной области «Речевое развитие» нами используется «Программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина)», в которой освещаются основные этапы коррекционнологопедической работы в средней, старшей и подготовительной группах детского сада . Основными направлениями работы по развитию речи детей являются: • формирование полноценных произносительных навыков; • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза. По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скорригированном речевом материале осуществляется: • развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении; • обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов; • воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи; • развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем; • формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия. Для реализации задач образовательной области «Физическое развитие» в группах, в дополнение к основной программе, нами используется Программа по физическому развитию Л.И. Пензулаевой, в которой представлена система работы с детьми разных возрастных групп. Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только 12 в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр. В процессе образовательной деятельности по физическому развитию одновременно происходит решение задач других образовательных областей: – формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем; – создание в процессе образовательной деятельности по физическому развитию педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников; – привлечение детей к расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования; – активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр.), организация специальных упражнений на ориентировку в пространстве, подвижных игр и упражнений, закрепляющих знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых); – побуждение детей к проговариванию действий и называнию упражнений, поощрение речевой активности в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой; – организация игр и упражнений под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетных физкультурных занятий на темы прочитанных сказок, потешек; – привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения; использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр; – организация ритмической гимнастики, игр и упражнений под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера. Для реализации задач образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» в группах, в дополнение к основной программе, нами используетсяПрограмма по музыкальному воспитанию и обучению «Ладушки» (И.М.Каплунова). Программу «Ладушки» отличает тесная связь с художественным словом. В процессе различных видов музыкальной деятельности дети слышат много прибауток, считалок, небольших стихов, которые впоследствии используют в повседневной жизни. Детям много рассказывается о музыке разных жанров, о композиторах. Программа «Ладушки» предусматривает комплексное усвоение искусства во всем многообразии его видов, жанров, стилей. При сочетании различных видов деятельности происходит взаимодействие органов чувств, у детей развиваются фантазия, воображение, интеллект, артистичность, накапливается опыт сравнительного анализа, формируются коммуникативные отношения, воспитывается доброжелательное отношение друг к другу. Итоговая оценка освоения содержания образовательной программы проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу. Планируемыми итоговыми результатами освоения детьми основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС ДО являются целевые ориентиры, которые предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности. Отслеживание уровней развития детей осуществляется на основе мониторинга(педагогической диагностики). Формы проведения мониторинга: беседы с детьми; наблюдения, игровые ситуации с проблемными вопросами. 13 Анализ продуктов детской деятельности способствует коррекции основной образовательной программы МАДОУ детского сада № 14 «Ягодка», составлению годового плана, индивидуальной работы с воспитанниками. Также результаты мониторинга показывают, что воспитанники нашего ДОУ при выходе в школу успешно проходят адаптацию и хорошо подготовлены к обучению по пяти образовательным областям ФГОС ДО: познавательной, речевой, физической, художественно-эстетической, социально-коммуникативной. Это говорит о высоком профессионализме педагогов нашего учреждения. МАДОУ детский сад № 14 «Ягодка» укомплектован сотрудниками на 100%. Собран креативный педагогический коллектив единомышленников из числа профессионально подготовленных специалистов, создан благоприятный социальнопсихологический климат в коллективе, отношения между администрацией и коллективом строятся на основе сотрудничества и взаимопомощи. Педагогический коллектив, обеспечивающий процесс развития и воспитания детей состоит из 21 сотрудника. Все педагоги ДОУ имеют педагогическое образование. Музыкальный руководитель имеет специальное музыкальное образование. - МАДОУ детский сад № 14 «Ягодка» обеспечивает доступность качественного образования. В детском саду реализуется принципы развивающего обучения и интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса заложен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. В группах созданы условия для познавательной и творческой активности детей. В практике используются разнообразные формы работы с детьми: Непрерывная образовательная деятельность Образовательная деятельность при проведении режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Индивидуальная работа с детьми Взаимодействие с семьями воспитанников - содержание образовательной работы соответствует требованиям социального заказа (родителей, школы), федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования и обеспечивает обогащенное развитие детей по всем пяти образовательным областям (познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие и художественно-эстетическое развитие) за счет реализуемых в ДОУ программ. Художественно-эстетическое развитие Художественно – эстетическое развитие дошкольников осуществляется через реализацию направлений: конструирование, рисование, лепка, аппликация, ручной труд, музыкальное развитие. Музыкальное развитие Музыкальная культура ребенка дошкольного возраста - это интегративное личностное качество, формирующееся на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкальноэстетического сознания эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоциональнооценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующего в проявлениях эстетической и творческой активности. Музыкальный руководитель на занятиях решает задачи по обучению и слушанию мировой классической музыки, раскрывает детям специфику языка музыки и связи 14 искусства с жизнью; формирует музыкальное мышление, способствующее общему интеллектуальному развитию ребенка. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Песенный репертуар включает в себя песни для различных видов музыкальной деятельности (слушание, хоровое и сольное пение, пение с движениями, игра на музыкальных инструментах с пением, музыкальная грамота, творчество). Освоение детьми умений в музыкально-ритмической деятельности способствует формированию красивой осанки, выработке выразительных, пластичных движений. В ДОУ проводятся музыкальные праздники, развлечения; организуются инсценировки и др. Воспитанники участвуют в районных конкурсах и занимают призовые места: «Весенняя капель», «Первые ласточки» и др. По результатам следует сделать вывод: Сильная сторона: Проводится интегрированная образовательная деятельность с детьми. Музыкальный репертуар соответствует физическим и психическим особенностям ребенка, выполняет эстетические и общеобразовательные задачи. У детей формируются основы музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры. Проблемное поле (слабая сторона): Однако, интерес к театрализованной деятельности у детей сформирован частично (результаты наблюдений за детьми в различные режимные моменты, беседы), воспитатели групп очень редко привлекают родителей к участию в совместных спектаклях, инсценировках, театрализации. Для обеспечения единства в понимании роли музыки в жизни детей систематизировать работу с родителями с учетом особенностей воспитания в семье. Изобразительная деятельность Педагоги строят образовательную деятельность с детьми индивидуально и фронтально, что создает условия для развития творческих способностей каждого ребенка. Воспитатели прививают детям чувство прекрасного, формируют умение замечать красивое в явлениях природы, в человеке и его труде, в произведениях искусства (живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства). Для обогащения содержания рисунков детям предоставляются различные изобразительные средства: краски, гуашь, цветные мелки, кусочки ткани, нитки. цветная бумага, фломастеры и т.д. Педагоги применяют игровые приёмы в изобразительной деятельности в зависимости от возрастных особенностей детей: игры-драматизации, внесение игрушекперсонажей, беседы с детьми от лица персонажей, создание ситуаций образных сравнений – помогают раскрыть творческие способности ребёнка, его наблюдательность, фантазию, воображение. По результатам следует сделать вывод: Сильная сторона: Образовательная деятельность с детьми строитсясогласно возрастным требованиям и требованиям программы. Проблемное поле (слабая сторона): Необходимо продолжать создавать условия (пополнять развивающую среду) для развития художественного восприятия дошкольников: обновить иллюстративный материал произведениями живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и др. Познавательно развитие Развитие детей по образовательной области «Познавательное развитие» осуществляется через реализацию направлений «Познание», «сенсорика», «экология» в непрерывной образовательной деятельности, а также через интеграцию всех пяти 15 образовательных областей в совместной деятельности педагога с детьми и организации самостоятельной деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира (ФГОС ДО п.2.6.). Сильная сторона: В ДОУ созданы необходимые условия для разностороннего развития воспитанников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и образовательных потребностей. Проблемное поле (слабая сторона): Необходимо созданные в ДОУ условия обновить, дополнить и привести в соответствие с ФГОС ДО и ФОП. Речевое развитие: Общение детей, воспитателей, других сотрудников проходит в спокойной обстановке, тон, стиль, формы общения свидетельствуют о культуре речи взрослых. Воспитатели всех групп ведут работу с детьми по развитию у них связной речи: учат составлять описательные рассказы по картинке, по внешнему виду игрушки, с опорой на модель, из личного опыта, учат пересказывать и сочинять сказки, придумывать или изменять конец произведения. Беседуют по содержанию произведений, разучивают стихотворения, загадки, скороговорки. Это совершенствует у детей монологическую и диалогическую речь. Педагоги обеспечивают развитие звуковой стороны речи детей в соответствии с их возрастными возможностями, используя индивидуальную и фронтальную форму работы по звукопроизношению. В старшей и подготовительной подгруппах воспитателями ведется обучение грамоте. Основное внимание педагоги уделяют развитию фонематического слуха и обучению звуковому анализу. Речевая активность детей достаточно высока, сформированы речевые знания и умения, соответствующие возрастным возможностям детей: в младшей и средней подгруппах дети употребляют слова, обозначающие свойства и действия предметов, обобщающие слова. Старшие дети используют различные части речи по смыслу, умеют выразить мысль разнообразными предложениями. Сильная сторона: Создана положительная языковая сфера и условия обучения родному языку: имеется дидактический материал (серии картин, речевые игры), театральные уголки, книжные уголки с художественной литературой. Проблемное поле (слабая сторона): Педагоги сталкиваются с проблемой отсутствия интонационной выразительности в детской речи, низким уровнем звуковой культуры речи, скудностью словарного запаса. Необходимо обновить имеющиеся материально- техническое, методическое оснащение в соответствии с ФГОС ДО для реализации задач развития речи ребёнка, лексики и грамматики, формирования речевого творчества, детской инициативной речи и развития речевой культуры в целом. Социально-коммуникативное развитие: Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со 16 взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС ДО п.2.6.) Созданные в группах и ДОУ целом условия способствуют формированию у детей умения выражать чувства и эмоции, применять разные способы эмоциональной разгрузки (музыку, созерцание прекрасного, природы и др.) понимать эмоциональное состояние других людей, адекватно выражать свое состояние. У детей достаточный уровень умений и навыков в игровой деятельности, трудовой, коммуникативной, в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. Во всех группах, воспитанники самостоятельно ухаживают за одеждой, следят за своим внешним видом, спокойно играют рядом с детьми, практически все дети соблюдают правила организованного поведения в детском саду, называют и различают специальные виды транспорта, понимают значения сигналов светофора, знают телефоны экстренных служб и др. Сильная сторона: Детям обеспечен свободный выбор различных видов детской деятельности. Отмечена динамика в процессе освоения личностно - развивающих форм общения с детьми и индивидуально-ориентированных технологий реализации образовательных программ. Проблемное поле (слабая сторона): Недостаточно реализуется элементарное правовое просвещение родителей, сотрудников, детей, направленное на расширение правовой осведомленности. Работа осуществляется в рамках кружковой работы. 2 раза в неделю, во второй половине дня, по скользящему графику, вне основного времени работы педагогов, для детей организованы кружки. В течение 2015-2018 г.г. педагоги и воспитанники МАДОУ детский сад № 14 «Ягодка» принимали активное участие в районных и областных мероприятиях, конкурсах, занимая призовые места. Много возможностей в этом плане дают тесные контакты ДОУ с социальными партнерами, участниками реализации части формируемых образовательных отношений основной образовательной программы. Партнеры Взаимодействие МКУ «Управление образования КГО» Методическая помощь Актуализация инновационного опыта Организационное и информационно-методическое сопровождение процесса аттестации руководящих и педагогических работников МАУ ДО «ЦДТ» Участие в методических объединениях, семинарах, конкурсах МАУ «ЦКС» Участие в конкурсах, выставках «Кировградский историкокраеведческий музей» ОГИБДД Профилактика детского травматизма на дорогах города. Пропаганда соблюдения правил дорожного движения детьми и взрослыми Муниципальные Обмен опытом образовательной работы с детьми 17 автономные - Организация и проведение открытых воспитательных дошкольные мероприятий для детей. образовательные - Участие в методических объединениях, семинарах. учреждения округа Взаимодействие с Расширение творческого взаимодействия ДОУ с учреждениями учреждениями культуры и спорта для создания единой культуры и спорта социокультурной педагогической системы. Осуществление интегрированного подхода к воспитанию и формированию нравственных ценностей в системе «ребенок-педагог-родитель». Способствование развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса. Определение и отбор спортивно и творчески одарённых детей. Создан и функционирует официальный сайт МАДОУ детский сад № 14 «Ягодка». Адрес сайта в сети Интернет: 14krv.tvoysadik.ru На сайте ДОУ родители могут познакомиться с планами работы, узнать о проводимых мероприятиях, получить консультацию, найти ссылку на другие полезные сайты и полезную литературу. На родительской страничке могут задать свой вопрос, обсудить проблему. Очень важно, что с информацией на страницах сайта родители имеют возможность познакомиться в удобное для них время и получить ответ в удобной для них форме. Создана структура государственно-общественногоуправления в соответствии с целями и содержанием работы учреждения. Руководство деятельностью ДОУ осуществляется заведующим ДОУ, который назначается на должность и освобождается от должности Учредителем. Заведующий осуществляет непосредственное руководство детским садом и несёт ответственность за деятельность учреждения. Формами самоуправления детским садом являются: Общее собрание ДОУ; Педагогический совет ДОУ; Родительский комитет ДОУ. Учредитель Руководитель ДОУ Совет педагогов Органы самоуправления Родительский комитет Административная группа Методическая служба Старший воспитатель Воспитатели Профсоюз Общее собрание ДОУ Служба административнохозяйственного обеспечения Зам. рук. по АХЧ Специалисты МОП В ДОУ реализуется возможность участия в управлении детским садом всех участников образовательного процесса. Заведующий детским садом занимает место координатора стратегических направлений. 18 Все функции управления (прогнозирование, программирование, планирование, организация, регулирование, контроль, анализ, коррекция) направлены на достижение оптимального результата. Планируется расширение внешних связей с различными структурами. О результативности и эффективности действующей в ДОУ системы управления можно судить по итогам проведения внутрисадового контроля, нацеленного на получение информации о внешних и внутренних изменениях условий функционирования и развития детского сада. Контроль осуществляется по следующим направлениям: - полнота реализации образовательной программы, качество образования; - условия реализации образовательной программы; - охрана жизни и здоровья, условия безопасности образовательного процесса; - профессиональная компетентность. Используются разные формы осуществления контроля: тематический, оперативный, фронтальный. Основным условием демократизации управленческой деятельности является гласность контроля. В деятельность ДОУ успешно внедряются инновационные технологические и методические методы управления. Используются технические средства обучения и оборудование (компьютерные технологии). Однако данные методы распространяются в основном на работу с коллективом (проведение методических мероприятий, обучение и подготовка персонала в области охраны труда, пожарной безопасности). В связи с отсутствием в групповых помещениях мультимедийного оборудования,компьютеров, внедрение ИКТ технологий в педагогический процесс происходит не на должном уровне. 2.4. Прогноз тенденций изменения социального заказа, социальной среды, ресурсных возможностей. Необходимость разработки данной Программы развития определяется действием как внешних, так и внутренних факторов. Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ, ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных и воспитательных целях ДОУ. Эта стратегия модернизации задает новые требования. В первую очередь, главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности. Для достижения указанных результатов выдвигаются следующие приоритетные взаимосвязанные задачи: - обеспечение доступности дошкольного образования, равных стартовых возможностей каждому ребенку дошкольного возраста с учетом потребностей и возможностей социума; - достижение нового современного качества дошкольного образования; - повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки; - развитие образования как открытой государственно-общественной системы и повышения роли всех участников образовательного процесса - дошкольника, педагога, родителя, образовательного учреждения. - системы поддержки талантливых детей. Смена модели образования от традиционной к личностно ориентированной, переход образования на новые федеральные государственные образовательные стандарты требуют от ДОУ совершенствования, изменения; от каждого педагога - становления его 19 как профессионала, глубоко знающего свою работу и легко ориентирующегося в инновациях, психологических процессах, владеющего современными технологиями. Вместе с тем, в стандартах определены требования к установлению норм и положений, обязательных при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования условиям, которые учитывают: - программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья; - развитие новых форм и механизмов осуществления экспертизы образовательной деятельности (мониторинг). Таким образом, современная образовательная политика федерального и регионального уровней дает понимание требований к условиям жизнедеятельности в образовательном учреждении, и определяет компоненты конечного результата как компетенции выпускника ОУ. Одной из составляющей консолидированного заказа является социальный заказ микросоциума. Социальный заказ: Требования к компетенциям выпускника ДОУ Готовность к выбору Современное системное и проектное мышление Коммуникативные компетенции Толерантность Развитие индивидуальности Мобильность и готовность обучаться в течение всей жизни Правовая культура Гражданская позиция Ответственное отношение к здоровью Эмоционально-комфортное состояние Требования к «условиям в образовательном учреждении» Здоровьесбережение всех участников образовательного процесса Преемственность Открытость ДОУ Участие общественности в системе оценки качества образования Непрерывное повышение профессионального уровня сотрудников Инновационность Система поддержки талантливых детей. Программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. 2.5. Результаты маркетинговых исследований образовательных потребностей лиц, заинтересованных в образовании. С целью обеспечения целостности образовательного процесса в МАДОУ детский сад № 14 «Ягодка» и семье педагогический коллектив активно сотрудничает с семьями воспитанников, осуществляет изучение социального заказа семьи к ДОУ, проводит регулярные мониторинговые исследования мнения родителей воспитанников о качестве образовательного процесса. В ДОУ ежеквартально проводится оценка уровня удовлетворенности родителей результатами работы ДОУ. В опросе принимают участие все семьи воспитанников. Результаты исследований оценки уровня удовлетворенности родителей результатами работы ДОУ: - от 97 до 98% родителей удовлетворены - от 2 до 3 % родителей частично удовлетворены - 0% не удовлетворены. Итак, образовательная политика государства и социальный заказ семьи выдвигают к образовательному учреждению современные требования, которые предполагают системные изменения в содержании образования, управлении, кадровом ресурсе, внешних связях. Образовательная политика и социальный заказ дают основания для анализа жизнедеятельности детского сада, выявления его сильных и слабых сторон. 20 Анализ потенциала развития МАДОУ детский сад № 14 «Ягодка»: Внутренняя среда Внешняя среда Возможности Угрозы Сильные стороны Стратегия развития Стратегия эксперимента - накоплен практический - сохранение и развитие - низкий %педагогов владеющих опыт образовательной системы повышения новыми интерактивными деятельности в ДОУ квалификации методами взаимодействия и педагогических общения с родителями - разнообразие деловых и работников в воспитанников ДОУ творческих связей с соответствии с различными требованиями ФГОС - обеспечить психологический организациями и комфорт педагогам, создать учреждениями округа - повышение атмосферу педагогического конкурентоспособности и оптимизма, ориентацию на успех, - благоприятный результативности стремление создать все условия психологический климат в деятельности ДОУ, для сохраненияи укрепления ДОУ обусловленное здоровья улучшением качества дальнейшая оптимизация - стимулирование труда образовательного программного и материальнопедагогов, внедряющих процесса и ростом технического обеспечения работы инновационные проекты профессионального ДОУ в соответствии с ФГОС ДО дошкольного образования мастерства педагогов поиск педагогических - активизация внедрения идей по обновлению развивающих технологий, в содержания дошкольного первую очередь игровых образования: внедрение совершенствование содержания и новых технологий, форм взаимодействия детского приемов взаимодействия с сада и семьи в образовательном родителями процессе Слабые стороны - увеличение количества воспитанников, относящихся к сложным категориям, приводящее к ухудшению показателей подготовки к школе большая наполняемость групп - малоактивное участие педагогов в мероприятиях областного и федерального уровней - слабая включенностьродителей в образовательный процесс ДОУ - использование в работе интерактивных методов общения с родителями Стратегия компенсации - сформирован стабильный коллектив единомышленников, способный решать стоящие перед коллективом задачи - отработана система оздоровительной и профилактической работы и осуществляется вариативный подход к формам и содержанию физического воспитания детей Стратегия защиты - низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе - эмоциональное выгорание педагогов вследствие продолжительных профессиональных стрессов - низкая заинтересованность родителей воспитанников, в контакте с воспитателями - проблематичность финансирования материальнотехнической базы ДОУ 21 Проведенный анализ настоящего состояния деятельности МАДОУ детский сад № 14 «Ягодка» позволил выявить ряд проблем: -несогласованность требований педагогов и родителей к обеспечению полноценного развития ребенка, недостаточная грамотность родителей в вопросах последовательного образования детей; - необходимость создания условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей народов России; становление открытой, гибкой и доступной системы образования; - необходимость укрепления и обновления материально-технической базы ДОУ; - потребность родителей подготовить детей к школе и отсутствие желания участвовать самим в этой подготовке; 3. Концепция Программы развития МАДОУ детский сад № 14 «Ягодка» Цель Программы: повышение качества образования в ДОУ через создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе. Задачи: Совершенствование предметно-пространственной среды МАДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Совершенствование содержания и технологий образования дошкольников, в том числе информационно-коммуникационных. Повышение профессиональной компетентности педагогов. Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка в разных видах деятельности. Внедрение проектов в образовательную деятельность в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе. Развитие системы управления ДОУ на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом. Программа осуществляет три основные функции: -очерчивает стратегию развития детского сада -выделяет приоритетные направления работы -ориентирует всю деятельность на конечный результат Принципы образовательной деятельности ДОУ в рамках программы Развития на 2022-2025 гг.: Принцип системности – целостный подход, взаимодействие и взаимосоответствие всех направлений и звеньев на достижение оптимального результата – развития личности ребенка. Принцип развивающего образования опирается на «зону ближайшего развития» и предполагает использование новейших технологий и методик. Принцип индивидуализации и дифференциации предполагает учет субъективного опыта, индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов и способностей детей и взрослых. Принцип – гуманизации – это утверждение непреходящей ценности человека, его становление и развитие. Принцип увлекательности – является одним из важнейших. Весь образовательный материал интересен детям, доступен и подается в игровой форме. Принцип вариативности предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка. 22 Принцип активности предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого. 3.1. Приоритетные направления развития Концептуальной идеей Программы развития является установка, что каждый ребенок– успешный дошкольник. Успешность выпускника дошкольного учреждения предполагает личностную готовность его к школе и выражается во «внутренней позиции школьника» (то есть готовности ребенка принять новую социальную позицию и роль ученика), включающей сформированность мотивации на успешность в учебе и дальнейшей жизни, начальных ключевых компетентностей и универсальных учебных действий. При разработке стратегии развития МАДОУ детский сад № 14 «Ягодка» была определена перспектива деятельности коллектива: приоритет ребенка. Ценность качества образовательного процесса для ДОУ напрямую связана с ценностью ребенка. Стремление построить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребенка означает, с одной стороны, бережное отношение к ребенку (его здоровью, интересам, возможностям), с другой стороны, создание оптимальных условий для его развития в образовательном процессе. Такими условиями в ДОУ выступают вариативность образовательных программ, использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие в образовательном процессе, позитивная социально-психологическая атмосфера воспитательной работы; качество дошкольного образования. Эта ценность определяется предоставлением возможности выбора для ребенка индивидуального образовательного плана на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми; обеспечением социальной защиты ребенка; гарантией достижения каждым ребенком необходимого уровня подготовки для успешного обучения в начальной школе. -преемственность дошкольного и начального школьного образования. Предполагает дальнейшее развитие контактов ДОУ со школой с целью обеспечения преемственности образования, развития детей и интеграции дошкольного образования в образовательное пространство города. компетентность (профессионально-педагогическая) – это системное понятие, которое определяет объем компетенций, круг полномочий в сфере профессиональнопедагогической деятельности. В более узком понимании под профессиональнопедагогической компетентностью понимается системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность 3.2. План действий Изменение в содержании образования с использованием личностноориентированных технологий планируется провести поэтапно, в течение трёх лет с момента выработки концепции развития МАДОУ. Программа развития реализуется через проекты, направленные на оптимизацию всех сторон образовательного процесса, включая управление детским садом, а значит, находятся во взаимосвязи со стратегическими задачами Программы развития детского сада. Каждое направление работы программы развития представлено в виде проекта: 1-ый этап – подготовительный (2022-2023 уч.г.) - разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; - создание условий (кадровых, материально-технических и т. д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; 23 - начало реализации мероприятий, направленных на создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства. Цель: Совершенствование предметно-образовательной среды, через оснащение образовательного процесса современным учебным и наглядным оборудованием, с учетом планируемых изменений в образовательном процессе и в соответствии с ФГОС ДО. Планируемые направления деятельности: Проведение качественного анализа материально-технической базы предметнопространственной среды; Исследование климата в педагогическом и детском коллективах для определения уровня психологической комфортности в них; Создание условий для организации образовательного процесса с учётом многообразия индивидуальных и возрастных детских возможностей и способностей (дети с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями в обучении и воспитании); Реализация модели развивающей среды и интегрированного игрового пространства, согласно ФГОС ДО; Проведение планового тематического контроля по созданию предметнопространственной среды в каждой возрастной группе, в соответствии с ФГОС ДО. Модель будущего дошкольного образовательного учреждения(как желаемый результат) 1. Наличие современной развивающей предметно-пространственной образовательной среды: - гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников; - обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей; - высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей), всего общества; - комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам. 2.Предметно-пространственная среда трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, безопасна. 3.Предметно-пространственная среда оснащена необходимыми дидактическими, развивающими и настольно-печатными играми. 2-ой этап – практический (2023-2024 уч.г.) - апробирование модели, обновление содержания организационных форм, педагогических технологий; - постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой развития; - коррекция мероприятий. Цель: сохранение и укрепление здоровья детей; достаточный уровень сформированности у детей основ культуры здоровья; повышение коэффициента здоровья детей (здоровый ребенок); Планируемые направления деятельности: Проведение исследований семей воспитанников для выявления: уровня удовлетворенности родителей работой ДОУ по вопросам охраны и укрепления здоровья детей: Организация совместных мероприятий для воспитанников и их родителей (соревнования, конкурсы, мастер-классы) Организация системы ежемесячной работы по проведению консультирования родителей всеми специалистами ДОУ, в соответствии в выявленными проблемами. Организация индивидуальных консультаций для родителей и воспитанников всеми специалистами ДОУ. Проведение наглядной агитации (оформление тематических стендов, раздача информационного материала). 24 Приобщение родителей к общедоступной информации для ознакомления и совместного обсуждения через официальный сайт ДОУ. Постановка конкретных задач на следующий учебный год. Сформированность начальных представлений к учебной деятельности и мотивов является показателем успешности ребенка и результатом качества образовательных услуг, следовательно результаты реализации данного этапа связаны с развитием ребенка по следующим направлениям: Физическое Познавательное Речевое Художественно- эстетическое Социально-коммуникативное Цель: Совершенствование образовательного процесса в ДОУ путем включения в него проектных и игровых технологий, интегрированных форм организации непрерывной образовательной деятельности, методов и приемов, способствующих реализации личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов. Планируемые направления деятельности: Создание условий для успешного освоения образовательной программы; Становление открытой, гибкой и доступной системы образования, на основе духовных ценностей народов России, патриотических ценностей и культурно исторических традиций родного края; Создание индивидуальных маршрутов развития детей, предполагающее полное взаимодействие педагогов и специалистов, а также работу с родителями по самореализации личности их детей; Мониторинг сформированности у детей начальных представлений к учебной деятельности и уровня мотивации к успешности обучения в школе и дальнейшей жизни. Результаты реализации содержания проекта служат основанием преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Модель выпускника дошкольного учреждения (как желаемый результат) Успешность дошкольника - выпускника ДОУ предполагает готовность ребенка, которая определяется сформированностью новой внутренней позиции ребенка, связанной с учением, как новой социально значимой деятельностью, школой, как новым образом жизни, открывающей новые перспективы развития. У дошкольника ориентированного на успех должны быть сформированы: - начальные представления об учебной деятельности. - предпосылки к учебной деятельности. - мотивация к обучению и успешности. Для начальных ключевых компетентностей характерна многофункциональность, овладение ими позволяет ребенку решать различные проблемы в повседневной жизни и деятельности. Начальные ключевые компетентности многомерны, в них представлены результаты личного опыта ребенка во всем его многообразии (отношения, знания, умения, творчество). К начальным ключевым компетентностям относятся: – здоровьесберегающая; – деятельностная; – информационная; – социально-коммуникативная. Предпосылки учебной деятельности обеспечивают специальную готовность ребенка к переходу к школьному образованию. Они универсальны, переносимы и 25 применимы в различных ситуациях и различных учебных предметах.Универсальные учебные действия включают: познавательные и регулятивные. Из мотивов успешности дошкольника можно выделить следующие: -учебно-познавательные -социальные; -игровые. Таким образом, модель выпускника ДОУ представляет собой успешного дошкольника и имеет следующие аспекты успешности: - ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; -ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувстви желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности; - у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; -ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; -ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Одним словом - это здоровый, умный, деятельный, социально активный, добрый и творческий ребенок, владеющий системой начальных ключевых компетентностей, универсальных учебных умений и мотивированный на успех учебы в школе и дальнейшей жизни. Следующий этап отличается от традиционных методических мероприятий и использует более практические методы работы по повышению профессиональной компетентности педагогов. А именно: обучение технологии создания буклета, фоторепортажа, информационного стенда, мультимедийной презентации, навыку грамотного пользования интернет – сети, обучающие тренинги по повышению личностных и профессиональных компетенций, мастер-классы для коллег и родителей. Цель: совершенствование профессиональной компетентности и общекультурного уровня педагогических работников в целях реализации планируемых изменений. Планируемые направления деятельности: 26 1.Изучение и выявление уровня педагогического мастерства и степени удовлетворенности педагогической деятельности через самоанализ педагогов. 2.Повышение профессиональной компетентности педагогов через курсы повышения квалификации, посещение методических объединений, семинаров, творческих групп, конференций района и области. 3.Прохождение аттестации педагогических работников. 4.Участие с докладами на семинарах, педагогических чтениях, районных мероприятиях. 5. Участие самостоятельно и с воспитанниками в соревнованиях, смотрах-конкурсах разного уровня. 6.Приобщение педагогов к методической работе детского сада: выступление на педагогических советах, работе творческих и рабочих групп по составлению рабочих и образовательных программ, консультаций, общих родительских собраниях. 7.Стимулирование педагогов к самообразованию, дистанционному обучению с использованием интернет-ресурсов. 8.Сетевое взаимодействие педагогов с целью усиления ресурса учреждения за счет ресурсов других учреждений и продвижения продуктов инновационной деятельности на рынок образовательных услуг. 9.Создание публикаций, в виде материалов методического и научного характера (предполагается обмен передовым опытом с социальными партнёрами). 10.Предоставление ежегодного отчета по повышению творческого потенциала каждого педагога. Модель педагога детского сада (как желаемый результат) 1.Педагог- активный участник образовательных отношений, умеющий выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения; 2.ИКТ-компетентный педагог, владеющий необходимыми и достаточными знаниями, умениями и навыками: - для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста; - для пользования технологиями дистанционного обучения при повышении своей квалификации; - для участия в профессиональных интернет сообществах, с целью обеспечения возможности внутрирайонного, межрегионального и международного информационного обмена научной и педагогической информации; - для повышения уровня образования (высшее, второе высшее). Этап работы с семьями. Цель: Совершенствование системы взаимодействия с родителями, обеспечивающей повышение уровня грамотности родителей в вопросах последовательного развития и воспитания детей, а также согласование требований педагогов и родителей к воспитанию и развитию детей. Планируемые направления деятельности: 1.Проведение анкетирования родителей, направленного на трудности в воспитании своих детей и проблемы по организации работы детского сада (в начале учебного года и в конце). 2.Проведение исследований семей воспитанников для выявления: уровня удовлетворенности родителей работой ДОУ, основных ценностей семей, их образовательного уровня, социального и материального положения. 3.Выявление трудностей и проблем для организации педагогической работы с родителями. 4.Организация совместных мероприятий для воспитанников и их родителей (соревнования, конкурсы, мастер-классы) 27 5.Организация системы ежемесячной работы по проведению консультирования родителей всеми специалистами ДОУ, в соответствии в выявленными проблемами. 6.Организация индивидуальных консультаций для родителей и воспитанников всеми специалистами ДОУ. 7.Проведение наглядной агитации (оформление тематических стендов, раздача информационного материала). 8. Приобщение родителей к общедоступной информации для ознакомления и совместного обсуждения через официальный сайт ДОУ. 9.Постановка конкретных задач на следующий учебный год. Модель родителя воспитанника детского сада (как желаемый результат) Родители(законные представители) активные полноценные участники образовательных отношений; - Родители (законные представители) - креативные участники диалога по созданию единого пространства развития ребенка. - Родители (законные представители) - культурные, педагогически грамотные партнёры. - Родители (законные представители) - инициативные участники конструктивного взаимодействия между семьей и ДОУ. - Родители (законные представители) - надёжная поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; - Родители (законные представители) - ответственные и компетентные помощники в вопросе государственно - общественного управления и контроля за образовательным процессом ДОУ. 3-ий этап – итоговый (2024-2025уч.г.) - реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов; - анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в Программе развития Цель: изучение, обобщение и представление передового педагогического опыта педагогов и ДОУ в целом Планируемые направления деятельности: 1.Изучение профессионального мастерства: самоанализ педагогов; анкетирование педагогов; обогащение опыта педагогов для выявления уровня педагогического мастерства формирования заявок на курсы повышения квалификации, уровня образования. 2. Включение педагогического состава в участие творческих групп, методических объединений, обучающих семинаров района, направленных на практическое внедрение современных образовательных технологий, интегрированных форм осуществления непосредственной образовательной деятельности. 3. Создание системы методического сопровождения обучения и повышения педагогического мастерства. 4. Создание творческой группы внутри детского сада по разработке плана внедрения современных технологий путем передачи практического передового опыта. 5. Совершенствование комплексно-методического планирования путем включения интегрированных форм осуществления обучающих мероприятий посредством проектных и игровых технологий. 6. Организация взаимных посещений педагогами непосредственной образовательной деятельности в возрастных группах. 7.Осуществление контроля качества выполнения планируемых направлений деятельности. 8. Обобщение полученных результатов и внесение необходимых изменений. Желаемые результаты успешности: Стабильный педагогический коллектив, который: -поддерживает общую идею системного обновления образовательного процесса; 28 -стремится к достижению запланированных детским садом результатов; -обеспечивает выход детского сада на уровень современных требований и повышение его конкурентоспособности как дошкольного образовательного учреждения. Рост количества педагогов, представляющих свой опыт намастер – классах, открытых мероприятиях, на семинарах, конференциях, конкурсах разного уровня, публикациях в СМИ; Рост числа педагогов, разработавших авторские программы, методические пособия; Увеличение числа воспитанников, участвующих в конкурсах, соревнованиях. Рост удовлетворенности педагогов, воспитанников и их родителей организацией образовательного процесса в детском саду. Создание творческой группы, которая реализует основные направления данной программы, способствует обмену передовым педагогическим опытом и его распространению. Включение педагогического состава в участие творческих групп, методических объединений, обучающих семинаров района, направленных на практическое внедрение современных образовательных технологий, интегрированных форм осуществления непосредственной образовательной деятельности. Совершенствование образовательного процесса, посредством проектных и игровых технологий. Совершенствование функционирования общественно-государственных органов управления. Осуществление контроля качества выполнения планируемых направлений деятельности. Создание системы оценки качества результатов деятельности. Обобщение полученных результатов и внесение необходимых изменений. Повышение имиджа детского сада через достижения педагогов и воспитанников. Ориентация детей и педагогов на успех. 4.Финансирование Программы развития Финансирование осуществляется в пределах текущего финансирования. 5.Система организации контроля за выполнением Программы развития Постоянный контроль выполнения Программы осуществляет администрация МАДОУ. Творческая группа разрабатывает ежегодные планы мероприятий с указанием ответственных за реализацию отдельных проектов, представляет их на Педагогическом совете. Освещение хода реализации Программы (по результатам отчетов) на сайте дошкольного образовательного учреждения, на конференциях и семинарах разного уровня и др. Ежегодные отчеты на педагогических советах дошкольного образовательного учреждения, родительских собраниях и сайте ДОУ. Результаты контроля и отчёты о проведённых мероприятиях, публичные отчеты руководителя дошкольного образовательного учреждения публикуются на сайте ДОУ. 29