14.12.2020
Что такое фонетико- фонематическое
недоразвитие речи?
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения из-за дефектов восприятия и произношения фонем, т.е. у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – сочетание нарушений звукопроизношения и фонематического восприятия (умения воспринимать и различать звуки речи).
Формирование правильного произношения напрямую зависит от уровня развития фонематического восприятия. Именно фонематическое восприятие положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, слоговой структуры слов, лексико-грамматических представлений. Кроме того, без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа (мысленного разделения на звуки разных звукокомплексов: слогов, слов).
Характерными особенностями речи детей с ФФНР являются нарушения звукопроизношения. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми звуками, например: [с],[ш] - [ф], вместо [р],[л] - [л’],[й], вместо звонких – глухие звуки; свистящие и шипящие звуки заменяются переднеязычными звуками [т][т’][д],[д’]. Количество неправильно произносимых или неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа – до 16-20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие, шипящие:[с],[с’],[з],[з’],[ц],[ш],[ж],[ч],[щ], сонорные[л],[р],[р’], звуки [т],[д],[й],[ы]. Часто наблюдается диффузное(смешанное) произношение звуков - вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков ребенок с ФФНР произносит средний, неотчетливый звук, например вместо [ш],[с] – смягченный звук [ш]. Характерно также нестойкое употребление звуков в речи, когда одно и то же слово при повторении произносится различно. При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова: вместо скатерть – они говорят «катиль» или «катеть», вместо велосипед – «сипед».
Характер данных звуконарушений у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия: дети испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога, испытывают трудности при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определенный звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук, при звуковом анализе слогов и слов.
Кроме того наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи, трудности в формировании словаря и грамматического строя речи.
Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерна также неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звукопроизношения и фонематического восприятия. Логопедическая работа включает:
- Формирование произносительных навыков;
- Развитие фонематического восприятия;
- Формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Коррекционное обучение направлено также на формирование у детей определенного круга знаний об окружающем, соответствующего объема словаря, грамматических представлений, развития связной речи, произвольного внимания и памяти.
Таким образом своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях (компенсирующих группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи) помогает корригировать речевую функцию у дошкольников и своевременно предупредить трудности в обучении письму и чтению в школе.